Оконный бизнес

С начала 90-х годов, рынок окон претерпел большие изменения. Рынок пластиковых окон в РФ развивался по общим для всех рынков правилам: на этапе выхода на рынок ПВХ окна были элитным товаром, число компаний-производителей было ограничено, а норма прибыли высока. За последние 15 лет структура рынка окон кардинально изменилась. Деревянные окна «старого образца» полностью утратили свои позиции, а пластиковые окна перестали быть товаром для избранных, на сегодняшний день пластиковые окна занимают основную долю рынка современного остекления, и с каждым годом объем потребления растет. В 2006 г. объем рынка светопрозрачных конструкций оценивался в 6 млрд. евро, а доля конструкций из ПВХ почти достигла 80%. Столь активный спрос объясняется тем, что ПВХ окна это наиболее дешевый вид остекления, отвечающий всем современным требованиям и нормам.

Каковы перспективы оконного бизнеса в России?

Рынок окон в России (в отличие от европейского) находится на стадии роста, с каждым годом объем потребления растет в среднем на 25 %. В 2006 г. был зафиксирован рекордный темп роста спроса на оконные конструкции из ПВХ, рынок вырос на 50%.

Увеличению спроса на оконные конструкции способствуют следующие факторы:

  1. Развитие первичного рынка недвижимости, увеличение темпов роста строительства.
  2. Высокая потребность вторичного рынка в современных оконных конструкциях. Большой объем старых, требующих замены окон.
  3. Рост российской экономики, повышение инвестиционной привлекательности РФ.
  4. Повышение покупательской способности населения. Увеличение доходов и упрощение процедуры и условий выдачи кредитов.
  5. Постепенное развитие системы ипотечного кредитования.
  6. Климатические условия и ужесточение требований к энергосбережению.

По оценкам экспертов, у производителей окон есть еще минимум 20 лет для удовлетворения растущего спроса на свою продукцию, лишь к 2025 году рынок придет к стадии насыщения.

 

Влияние экономического кризиса на Оконный рынок 

    В общем и целом 2008 год для российского рынка окон закончился  относительно неплохо. Только вот всеобщая истерия, радостно подогреваемая СМИ на почве мирового финансового кризиса, не может обеспечить полноценного удовлетворения от результатов работы в прошлом сезоне. Сегодняшняя непростая ситуация вынуждает директоров и самих владельцев оконных фирм принять определенные подготовительные меры уже сейчас, не дожидаясь еще большего возможного ухудшения ситуации.

Давайте проанализируем ситуацию и оценим, к каким именно последствиям может привести финансовый кризис оконный рынок.Итак, какие же есть главные направления, для которых необходима оконная продукция?                  

Строительство жилых домов

    Как правило, строительные компании России с целью профинансировать свои проекты, пользуются займами. Создавшаяся ситуация на сегодняшний день такова, что в банках образовался дефицит ликвидности и резко уменьшились объемы кредитования экономической области. Поэтому не возникает сомнений, что активность строительных процессов заметно снизится, некоторые объекты (и, скорее всего, их большинство) будут заморожены. Само собой объем заказов в этом направлении снизится, образуются задержки по платежам уже даже выполненных заказов. И все это приведет к плачевному результату для тех предприятий, основная деятельность которых держится в основном на строительных заказах.

"Корпоратив"

    Очень большая часть корпоративных заказов до наступления кризиса приходилась на запускаемые заново торговые объекты и объекты, подлежащие реконструкции. В связи с оживлением спроса потребителей и невозможностью получать выгодное рефинансирование собственных обязательств в финансовой сфере, коммерческим фирмам придется большинство своих инвестиционных программ приостановить или вообще свернуть. Как следствие – может катастрофически сократиться объем заказов, где-то раз в пять по прогнозам экспертов.

Дома в частном секторе

    Не окажет прямого влияния финансовый кризис только на владельцев частных домов. Так как эти клиенты крайне редко пользуются кредитными средствами для покупки окон.  А те 10%, которые пользуются, берут самый обыкновенный потребительский кредит с довольно большой банковской маржой. Большинство банков России подобные кредиты продолжают выдавать несмотря даже на проблемы с ликвидностью, так как это кредитование является одним из наиболее прибыльных направлений банка.    

Вследствие всех рассмотренных нами областей потребления оконной продукции, становится очевидным, что как раз частный сектор наиболее стабилен. Правда существуют угрозы, которые могут повлиять и на частный сектор.

    Например, психологическая угроза. Обращая внимания на то, как в условиях финансового кризиса падают цены на недвижимость, бытовую технику, электронику и т.п., покупатели будут ожидать и падения цен на другую продукцию, например оконную.  То есть произойдет временное откладывание покупки, пока не понизится стоимость.

    Конечно, есть еще такое понятие, как вещи первой необходимости – такие как продукты питания, хозяйственные товары, а вот оконная продукция не относится к таким вещам. А, так как многие могут потерять привычный доход, из-за большого количества сокращений, то конечно товары не первой необходимости пользоваться спросом не будут. 

    Есть и еще одна угроза – война в ценовой области. За последнее время производство оконной продукции шло на больших оборотах, усиливались мощности производства, вкладывались крупные инвестиционные средства в профессиональное оборудование, во все большие помещения для производства. А, вследствие снижения спроса, вероятность того, что наиболее крупные производители будут бороться за выживание посредством войны цен, становится довольно большой. Как следствие, спрос повысится и производственные мощности станут еще более загружены, но рентабельность оконных предприятий пострадает и под большим вопросом окажется возможность выполнения ими своих финансовых обязательств относительно инвестиционных кредитов.

Что делать в создавшейся ситуации?

Наиболее удобным в условиях кризиса будет анализ создавшейся ситуации с последующим ее пошаговым сценарием дальнейших действий. Внимательно изучите в трех возможных вариантах – лучшем, худшем и наиболее реалистичном соотношении ваших выручки и издержек. В условиях кризиса выручка достаточно сложна и зависит от многих факторов: от количества и качества заказов, маркетинговой активности, региона, конкуренции и др. В связи с этим, готовясь к снижению уровня выручки, нужно как можно больше сократить издержки.

Итак, все затраты можно разделить на подгруппы.

1) От всех привычных, но не являющихся необходимыми, затрат, нужно в условиях кризиса отказаться. К примеру, директор N, учитывая условия финансового кризиса, принял решение отказаться от живых цветов на собственном столе.

2) Например, обновление корпоративных автомобилей можно запросто отложить на год. Это не станет для компании чем-то катастрофическим.

3) На ряде затрат, от которых невозможно совсем отказаться, можно постараться максимально сэкономить. Главное основательно проанализировать эффективность каждой затраты и выбрать самые необходимые. Стоит, к примеру, внедрить усовершенствованную IT систему перед началом следующего сезона, и сократить таким образом операционные траты в будущем сезоне. 

4) Нельзя уменьшать затраты на оплату труда, так как от них напрямую зависит эффективность работы сотрудников.

Конечно, вопрос об инвестициях в развитие производства в условиях всеобщего спада даже не возникает. Наступает самое время для инвестиций в подъем результативности бизнеса. Можно сделать дополнительный анализ штатного расписания, чтобы понять, с помощью каких позиций можно улучшить развитие предприятия  - открыть новые прогрессивные направления, увеличение количества торговых мест и т.п. В случае, если подобные планы будут отложены, то позиции, связанные с ними, имеет смысл отложить.

Увеличение эффективности продаж.

   Как ни крути, а кризис – это отличный повод для проведения анализа общей эффективности всех производственных и финансовых процессов компании. Многие крупные фирмы в области оконной продукции используют для улучшения своей производительности обновленное программное обеспечение и усовершенствованное оборудование. Многие предприятия, осознав необходимость внедрения комплексных IT решений для того, чтобы значительно повысить производительность труда, делают это в срочном порядке.  

Маркетинговое исследование и продажи.

    Самое главное – поставить маркетологам задачу убедить затаившегося в ожидании распродаж покупателя выгоду покупки именно сейчас и только здесь! Тогда можно будет удержать объемы производства и продаж на привычном уровне. Однако нужно быть готовым снизить стоимость продукции. И учитывая то, что далеко не все производители готовы к снижению цен, лучше подготовиться к необходимости проведения акций и скидок на продукцию заранее.

    Очень важно уделить особое внимание обучению продавцов-консультантов. Так как в создавшихся условиях большой значимости каждого покупателя, должна царить полная осведомленность и компетентность во всех вопросах.

Наступление финансового кризиса приносит не только сложности, но и дополнительные возможности для бизнеса. Станет меньше конкурентов, так как самые слабые компании развалятся, а более сильным достанутся большие доли рынка. Те необходимые шаги, которые сделаны в период кризиса, после его окончания помогут значительно увеличить рост прибыльности предприятия.

 Существует несколько вероятных стратегических сценариев.

Вы можете выбрать агрессивное развитие, максимально в допустимых пределах снизив цены на свою продукцию, чтобы отбить покупателей у конкурентов. Конечно, эта стратегия приемлема только тем предприятиям, у которых имеется некоторый запас финансов, позволяющий воспользоваться подобным ходом. Все сливки от такой стратегии предприятие получит моментально после того, как ситуация в экономике улучшится.

 Если Вы выбираете прогрессивное развитие, все Ваши усилия будут направлены на улучшения бизнес-процессов предприятия, на усовершенствования производства и внутренней структуры компании. Не гоняясь за конкурентными снижениями цен на рынке, Вы компенсируете снижение продаж снижением затрат, и сможете таким образом спокойно пережить кризис, получая даже минимальную прибыль. 

Стратегия консервации подойдет Вам в том случае, если Ваша производственная фирма не настолько велика, чтобы тягаться с более крупными компаниями. Если Вы ощущаете, что не выдержите затяжного кризиса, то придется частично или полностью законсервировать производство. В случае частичной консервации нужно будет сократить основную часть персонала за исключением ключевых сотрудников, закрыть нерентабельные, согласно прогнозов, точки, снизить затраты на фирму. Как вариант Вы можете заключить дилерское соглашение с более солидным производителем оконной продукции в Вашем регионе.

Конечно, выжить во время кризиса удастся не всем. Уйдут с рынка компании с низкой эффективностью менеджмента, недостаточно диверсифицированным портфелем заказов. Кризис требует как следует все взвесить, объективно оценить свои возможности, выбрать правильную стратегию развития. И «осилит путь идущий!»  

 

© 2008 «Промокна». Копирование информации с сайта запрещено.
Электропочта: admin@promokna.ru

студия Клик — создание сайтов